ORGANIZATION AND ACTIVITY/

HISTORY OF ORGANIZATION

HISTORY OF CREATING OF THE CONSTITUTIONAL COURT
of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika


The Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika was founded on September 2nd, 1990 by the Resolution of the Second Extraordinary Congress of People's Deputees of all levels of Pridnestrovie. The Decree on the state power was adopted on the 2nd Congress.
The first constitutional enactments adopted on December 8th, 1990 by the Provisional Supreme Soviet of the first Calling were the Declaration of the Sovereignty of the Pridnestrovian Moldavian Soviet Socialist Republic and the Modern Wording of the Decree of State Power enunciating principles of the devision of state power.
The first Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika was adopted on September 2nd, 1991 at the IV th Congress of People's Deputees of all levels. On December 10th, 1991 the Supreme Soviet of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika adopted the Resolution "On the Procedure of Adoption of legislation on the territory of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika."
The first Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika adopted the statements of the judicial power and established the procedure of adoption of judicial bodies. Besides, it contained the constitutional principles of judicial activity: independence of Judges and while exercising their powers shall be ruled exclusively on matters of law, non-admissibility of interfering in their activity, equal rights of citizens under the Law and the Court.
However the first Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika did not consider the formation and the activity of the single independent organ of the Constitutional Control, that is the Constitutional Court. Its activity was carried out by the Supreme Court of the Republic.
However the formation and development of the Law State required the creation of the independent Constitutional Court.
The Constitutional Court - the first organ of the Constitutional Control in the history of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika was formed on June 12th, 2002. Its formation was based on the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika admitted at the All-Republican Referendum on January 24th, 1995.
The formation of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika has become necessary and law-governed. The leading role of law and firm society order based on the Constitution shall be the necessary condition and integral part of the sovereign, democratic and law state recognizing, observing and defending rights and freedoms of individual and citizen. The Law State shall be impossible without the independent judicial organ providing constitutional control by the special procedure of the constitutional judicial activity.
Therefore the formation of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall be considered both important and solely necessary action in the development of the constitutional state power of the Republic.
On June 12th, 2002 the Grand Session of the Supreme Soviet of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika was held. The six Judges of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika took the oath and assumed the office of Judges of the Constitutional Court.


Special Sitting of the Third Session of the Supreme Soviet
of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika
June 24th, 2002


The data: 1. On taking the oath by the Judges of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika.
Each Judge of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall put the left hand on the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, shall take the oath and shall sign it.
Decided:to consider Garbuzov V.K., Grigoriev V.A., Kabaloev O.K., Karamanutsa V.I., Malskaia L.G., Turbal V.A. to have assumed to the office of Judges of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika in the event of their taking the oath in accordance with the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika and the Order of the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika "On the Procedure of Taking the Oath by the Judges of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika."
Special Sitting was held in the presence of the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika Igor Nikolaevich Smirnov who took the addressing floor.


THE SPEECH OF THE PRESIDENT
OF THE PRIDNESTROVSKAIA MOLDAVSKAIA RESPUBLIKA
at the special sitting on the occasion of the formation of the Constitutional Court


Today in accordance with Article 86 of the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika and on the ground of the Order of the President the Judges of the Constitutional Court have been appointed to their office representing the three main branches of the state power. The Judges have taken their oath. We shall obviously consider this day to be the day of formation of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika. The Constitutional Court is purely new judicial branch of state power for our Republic and in accordance with the Constitution shall be the organ of the constitutional control. It is for the first time when there shall be the organ in our Republic responsible to rule on matters of law restricting the legislative and executive powers, and at times suppressing the politicians appealing to political expediency but not to law. I would like to pay attention to the fact that the state power conscientiously and with full responsibility shall undertake such self-restriction and I consider it very important.
It's important to mention the political independence of the Constitutional Court and as it reads the Constitution of our Republic and the Draft Order on the Constitutional Court "The Constitutional Court shall decide solely problems on law". Many appeals on different disputes will have to be solved here including disputes between bodies of state power - that is political disputes. And I should mention that the disputes shall have to be solved by means of constitutional judicial proceedings. The Constitutional Court shall prove the possibility of independent and based exclusively on matters of law judicial proceedings and besides shall show the high level of Judges assisting professional development and strengthening other courts of our country.
The creation of the Constitutional Court has become an organ protecting the foundation of the constitutional system, State Power, economic developments and business freedoms. And what is most important shall protect the basic rights of independence and freedom of individuals and citizens. The Constitutional Court shall never substitute for other state power organs and shall never interfere in their competence.
The Constitutional Court shall be the judicial body autonomously and independently exercising judicial authority by means of constitutional judicial proceedings. On the one hand, the Constitutional Court shall be independent and, on the other hand, shall influence activities of other state power organs. The Constitutional Court shall become the highest branch of state power and shall become the organ of constitutional control.
The Constitutional Court shall never be used as an instrument in political struggle. Responsible activity of the Constitutional Judges demands profound juridical knowledge, professional dignity and civil courage. I am confident of having done the right thing for right development of our State power, and the Constitutional Court shall become an important instrument in further development of state power of our Republic.


President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika I. Smirnov


At the Special Sitting the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika in accordance with the Constitutional Right produced to the deputees of the Supreme Soviet the proposal on candidate Vladimir Anatolievich Grigoriev for office of Chairman of the Constitutional Court. A majority of votes of the total number of deputies obtained by secret ballot considered the candidate for office as appointed.
From June till November 2002 the Constitutional Court provided organizational activity, determined the size, structure and the list of stuff positions, provided material and technical support, carried out the Draft of the Constitutional Law "On the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika" and the Regulations of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika.
On November 1st, 2002 in the presence of the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, the Chairman of the Supreme Soviet of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, the Chairman of the Supreme Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, the Chairman of the Superior Court of Arbitration of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika the Grand Meeting of the Constitutional Court devoted to the beginning of its activity took place. The organ of the Constitutional Control entered into force.
On November 29th, 2002 the first plenary session of the Constitutional Court confirming the Regulations of the Constitutional Court was held.
On December 2nd, 2002 the Chairman of the Constitutional Court on conformity with the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika appointed Viktor Konstantinovich Garbuzov Deputy Chairman of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, and Valeriy Aleksandrovich Turbal the Judge-Secretary of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika.
On February 25th, 2003 the second plenary session of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika was held and considered the petition of the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika I.N.Smirnov on verification of constitutionality of the enactments adopted by the Supreme Soviet of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika. The Court determined to take the petition of the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika into consideration.
The formation of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika has terminated. The term of activity and development of the Court has started.


Status, competence, formation and activity of the Constitutional Court
of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika


Status of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika and its competence shall be prescribed by Articles 86-88 of the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika. According to Article 86 of the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall be the organ of the constitutional control in the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika.
The Constitutional Court shall guarantee the foundations of the constitutional system of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, shall provide for the observance of the principle of division of powers, shall guarantee the responsibility of the State Power to individuals and citizens and the responsibility of individuals and citizens to the State Power.
The Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall decide cases on conformity with the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika of:
  • laws of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika (including the constitutional laws), as well as enactments issued by the Supreme Soviet of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika;
  • enactments issued by the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, organs of State Power, local self-government in the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika, as well as settling disputes about competence between organs of State Power;
  • the activity of elective bodies and officials of local self-government in making laws and enactments.
  • The Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall decide advisory opinions on conformity with the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika of:
  • observance of prescribed Procedure for charging the President of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika with high treason or with commission of other grave offence;
  • international treaties of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika that have not come into force;
  • acknowledgement of the non-conformity of the international treaty of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika that has not come into force, or individual provisions thereof with the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika;
  • other cases mentioned by the present Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika.
  • The Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika having taken up the complaint on the violation by the law of the constitutional rights and freedoms of citizens for the consideration shall notify about that the court or other body which considers the case in which the appeal law has been applied or ought to be applied.
    The Constitutional Law "On the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika" adopted by the Supreme Soviet of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika on 30th October, 2002 and the Regulations of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall admit the procedure of Structure and Organization of activity of the Constitutional Court, Organizational Forms of the Constitutional Judicial Proceedings.
    The Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall rule exclusively on matters of law.
    The decision of the Constitutional Court of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall be final. The acts or individual provisions thereof found to be unconstitutional shall be null and void; found not to be in conformity with the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall not be brought into force and implemented. The Constitutional Judicial Proceedings found not to be in conformity with the Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika shall be terminated.



    |Organization and activity |Law Fundamentals |Members |Decisions|
    |Administrative Staff |News |Press-service |Photoarchive|
    |Contacts |Links|Begin|

ЛОГО

СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Приднестровская Молдавская Республика была образована 2 сентября 1990 года Постановлением II Чрезвычайного съезда народных депутатов Приднестровья всех уровней. На II съезде был принят Декрет о государственной власти.
Первыми конституционными актами, принятыми 8 декабря 1990 года Верховным Советом первого созыва, стали Декларация о суверенитете Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и новая редакция Декрета о государственной власти, провозгласившая принцип разделения ветвей власти.
Первая Конституция Приднестровской Молдавской Республики была утверждена 2 сентября 1991 года IV съездом народных депутатов всех уровней. А 10 декабря 1991 года Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики принял Постановление "О порядке применения законодательства на территории Приднестровской Молдавской Республики".
Первая Конституция Приднестровской Молдавской Республики сформулировала положения о судебной власти и установила порядок формирования судебных органов. Кроме того, она содержала конституционные принципы осуществления правосудия: независимость и подчинение судей только закону, недопустимость вмешательства в их деятельность, равенство граждан перед законом и судом.
Однако образование отдельного самостоятельного органа конституционного контроля - Конституционного суда - первая Конституция Приднестровской Молдавской Республики не предусматривала. Его функции осуществлял Верховный суд республики.
Вместе с тем строительство демократического правового государства требовало создания независимого Конституционного суда.
Конституционный суд - первый в истории Приднестровской Молдавской Республики орган конституционного контроля - образован 12 июня 2002 года. Он был создан на основании изменений, внесенных в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики 30 июня 2000 года.
Образование Конституционного суда в Приднестровской Молдавской Республике стало актом закономерным и необходимым. Верховенство права и незыблемый правопорядок, базирующиеся на Конституции, - необходимое условие и неотъемлемый элемент суверенного, демократического, правового государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы человека и гражданина. Такое государство немыслимо без независимого судебного органа, обеспечивающего конституционный контроль в особой процедуре конституционного судопроизводства.
Поэтому создание в Приднестровской Молдавской Республике Конституционного суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым элементом в развитии конституционного строя государства.
12 июня 2002 года состоялось торжественное заседание Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Шесть судей Конституционного суда принесли Присягу и приступили к исполнению своих полномочий.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ТРЕТЬЕЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
Приднестровской Молдавской Республики
от 12 июня 2002 года


Повестка дня: О принесении Присяги судьями Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.
Каждый судья Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики кладет левую руку на Конституцию Приднестровской Молдавской Республики, приносит Присягу и подписывает ее.
Решили: считать Гарбузова В.К., Григорьева В.А., Кабалоева О.К., Карамануцу В.И., Мальскую Л.Г., Турбала В.А. вступившими в должность судей Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики с момента принятия Присяги, в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики "О порядке принятия Присяги судьями Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики".
Церемония проходила с участием Президента Приднестровской Молдавской Республики Игоря Николаевича Смирнова, который выступил с приветственным обращением.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
Приднестровской Молдавской Республики
на заседании Верховного Совета
по случаю образования Конституционного суда


Сегодня в соответствии со статьей 86 Конституции Приднестровской Молдавской Республики и на основании Указа Президента судьи Конституционного суда, назначенные по два от трех ветвей власти, приняли присягу. Этот день мы по праву можем считать днем образования Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики. Конституционный суд абсолютно новый для нас правовой институт и в соответствии с Конституцией является органом конституционного контроля. Впервые в нашей стране появился орган, способный на основе закона ограничивать и законодательную, и исполнительную власть. А подчас твердо усмирять политиков, апеллирующих к политической целесообразности, а не к нормам права. Хочу заметить, что государственная власть осознанно и ответственно пошла на такое самоограничение и считаю это особенно важным.
Важное обстоятельство, которое хотел бы подчеркнуть, касается независимости Конституционного суда. Как записано в Конституции нашей Республики и в проекте закона о конституционном суде, "Конституционный суд решает исключительно вопросы права". Сюда будут обращаться для разрешения многих конфликтов, в том числе и между органами власти, а значит - конфликтов, политических по самой своей природе. Но хочу заметить, что разрешаться они должны только правовыми средствами и в правовой форме. Конституционный суд должен доказать возможность независимого и основанного только на законе судопроизводства, а также обязан поднять планку качества судейской работы и помочь профессиональному становлению и укреплению других судов в нашей стране.
В лице Конституционного суда мы приобрели инструмент, действительно защищающий установленный нашей Конституцией демократический государственный строй, государственное устройство, экономические преобразования и свободу предпринимательства. И что самое главное - права и свободы человека и гражданина.
Конституционный суд не подменяет властные органы и не вторгается в их компетенцию. Он занимает свое - прочное и определенное место в системе органов государственной власти. С одной стороны, он независим от них, с другой - может своими решениями влиять на их деятельность. В этом смысле он - более высокая инстанция, какой и должен быть орган конституционного контроля.
Конституционный суд нельзя использовать как арену политической борьбы. Ответственная деятельность конституционных судей требует глубоких юридических знаний, профессионального достоинства, а подчас и гражданского мужества. Уверен, мы сделали верный шаг на пути развития нашей государственности, а Конституционный суд станет не только элементом, но и важным инструментом в сфере дальнейшего государственного строительства.

Президент Приднестровской Молдавской Республики                                                                         И. Смирнов

На этом же заседании Президент в соответствии со своим конституционным правом внес на рассмотрение депутатов Верховного Совета кандидатуру Владимира Анатольевича Григорьева для назначения его на должность Председателя Конституционного суда. Тайным голосованием большинство депутатов поддержали предложенную кандидатуру.
С июня по ноябрь 2002 года Конституционный суд занимался организационной деятельностью: формировал аппарат, решал проблемы материально-технического оснащения, работал над проектами Конституционного закона "О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики" и Регламента Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.
1 ноября 2002 года при участии Президента, Председателя Верховного Совета и Председателей Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики было проведено торжественное собрание Конституционного суда, посвященное началу его деятельности. Орган конституционного контроля вступил на новый этап своего развития.
Уже 29 ноября 2002 года состоялось первое заседание Конституционного суда, на котором был принят его Регламент и вынесено соответствующее определение.
2 декабря 2002 года Председатель Конституционного суда в рамках своих полномочий назначает заместителем Председателя Конституционного суда Виктора Константиновича Гарбузова, а судьей-секретарем - Валерия Александровича Турбала.
25 февраля 2003 года состоялось второе заседание Конституционного суда, на котором было рассмотрено обращение Президента Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнова о проверке конституционности некоторых законодательных актов, принятых Верховным Советом республики. Суд определил: обращение Президента Приднестровской Молдавской Республики принять к рассмотрению.
Для Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики начался этап деятельности и развития.

Статус, компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда
Приднестровской Молдавской Республики


Статус Конституционного суда и его компетенция определены статьями 86-88 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Согласно статье 86 Конституционный суд - это орган конституционного контроля в Приднестровской Молдавской Республике. Он гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля разрешает дела о конституционности:
- законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;
- правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;
- международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;
- правоприменительной практики;
- деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля дает заключения:
- о конституционности подписанных международных договоров Приднестровской Молдавской Республики до их ратификации или утверждения;
- о противоречии закона Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционного) общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора Приднестровской Молдавской Республики;
- в иных случаях, оговоренных настоящей Конституцией.

Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Приднестровской Молдавской Республики, рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта.
Конституционный закон "О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики", принятый Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 30 октября 2002 года, и Регламент Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, утверждаемый им самим, устанавливают порядок организации и деятельности суда, правила конституционного судопроизводства.
Конституционный суд решает исключительно вопросы права.
Решения Конституционного суда окончательны. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу на основании решения Конституционного суда. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.




|Становление и деятельность |Правовые основы |Состав |Решения|
|Аппарат |Новости |Публикации |Фотоархив|
|Контакты |Ссылки |Начало |Поиск|
|Актуальное событие|
|Журнал|