ЛОГО

ПОДРОБНЕЕ...

ИМЕНЕМ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики» и части четвертой статьи 33 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике» по жалобе гражданина Федотенко Игоря Викторовича


27 февраля 2007 годагород Тирасполь


Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

установил:

1. Гражданин Федотенко И.В. обратился в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с индивидуальной жалобой на нарушение конституционного права быть избранным в государственные органы. Как утверждает заявитель, нарушение конституционного права произошло в результате применения положения части первой статьи 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики», в соответствии с которым полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов прекращаются досрочно по решению соответствующего местного Совета, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата местного Совета, а также применения части четвертой статьи 33 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике» устанавливающей, что депутаты Советов не могут быть работниками государственной администрации.

Из представленных документов следует, что по итогам выборов, состоявшихся 27 марта 2005 года, заявитель был избран депутатом Тираспольского городского Совета народных депутатов. Полномочия депутата Федотенко И.В. были прекращены 29 июня 2006 года в связи с назначением его на должность начальника муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйств г. Тирасполь» (далее по тексту – «УЖКХ г. Тирасполь»). Решение Тираспольского городского Совета народных депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата Федотенко И.В. основано на оспариваемых нормах. Ввиду изложенного, гражданин Федотенко И.В. обратился в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с индивидуальной жалобой, в которой просит признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

В своей жалобе гражданин Федотенко И.В. также указывает, что положение части первой статьи 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики « О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики» устанавливает порядок прекращения полномочий народного депутата вне процедуры отзыва, регламентированной Избирательным кодексом Приднестровской Молдавской Республики. При принятии решения Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Вместе с тем следует отметить, что в компетенцию Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики не входит оценка соответствия одного закона другому – в данном случае оценка соответствия оспариваемых норм положениям Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики. Также Конституционным судом Приднестровской Молдавской Республики не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о противоречии оспариваемых норм Европейской хартии о местном самоуправлении, которая, по мнению заявителя, является составной частью правовой системы Приднестровской Молдавской Республики. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики Постановлением от 1 марта 2006 года № 73 отклонил проект Постановления «О признании рамочной нормой права на территории Приднестровской Молдавской Республики Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 года».

В деле заявителя применены нормы, которые к началу рассмотрения дела в Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики отменены (Закон Приднестровской Молдавской Республики от 20 ноября 2006 года № 120-ЗИ-IV «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике», Закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики»). По смыслу Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» Конституционный суд в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующего закона, нормативного акта. Однако в целях защиты конституционных прав и свобод граждан и в соответствии с частью второй статьи 50 названного Закона Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики может проверить конституционность закона, нормативного акта, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела.

2. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, рассматривая данный вопрос, исходит из следующих положений Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть четвертая статьи 1). Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны (статья 6). Граждане Приднестровской Молдавской Республики могут свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (часть вторая статьи 31). Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков), являющихся административно-территориальными единицами республики, входят в единую систему представительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики (часть первая статьи 77).

3. Нормы статей 1 (часть четвертая), 31 (часть вторая), 77 (часть первая) Конституции Приднестровской Молдавской Республики корреспондируют положениям Международного пакта о гражданских и политических правах. В соответствии со статьей 25 указанного Международного пакта каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений, право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Данная норма, как следует из статьи 10 (часть вторая) во взаимосвязи со статьей 45 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, является составной частью правовой системы Приднестровской Молдавской Республики, а закрепленные в ней принципы избирательного права признаются и гарантируются в качестве конституционных прав и свобод. В соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и названной международно-правовой нормой законодательство Приднестровской Молдавской Республики гарантирует право гражданина участвовать в свободных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на такой основе, предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнившим предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц выражать свое отношение к ним, голосуя «за» или «против».

Пассивное избирательное право, то есть право быть избранным в органы государственной власти (в том числе местные Советы народных депутатов), как оно закреплено в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса в демократическом правовом государстве. Соответственно, незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата является нарушением его конституционного права быть избранным в государственные органы.

По утверждению заявителя, в результате применения оспариваемых норм было нарушено его конституционное право быть избранным в государственные органы. Между тем, как следует из представленных документов, гражданин Федотенко И.В. в полной мере реализовал данное право путем выдвижения своей кандидатуры и регистрации в качестве кандидата в депутаты и последующего избрания депутатом Тираспольского городского Совета народных депутатов.

Досрочное прекращение полномочий депутата само по себе не может квалифицироваться как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Прекращением полномочий депутата не ограничиваются права граждан избирать и быть избранными, поскольку содержанием этих прав охватывается только процесс избрания, а не порядок и условия последующего исполнения депутатских обязанностей. Оспариваемые заявителем нормы устанавливают основания досрочного прекращения полномочий избранного лица как депутата, но не нарушают установленный Конституцией Приднестровской Молдавской Республики статус этого лица как гражданина. Поскольку оспариваемые нормы не затрагивают право гражданина избирать и быть избранным, они не могут противоречить части второй статьи 31 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

4. По существу заявитель обжалует в Конституционный суд досрочное прекращение его депутатских полномочий, полагая, что нарушено его конституционное право на исполнение депутатских полномочий. Основанием досрочного прекращения полномочий депутата Федотенко И.В. явилось назначение его распоряжением главы администрации города Тирасполя на должность начальника муниципального учреждения «УЖКХ г. Тирасполь».

В соответствии с главой 4 раздела III Конституции в Приднестровской Молдавской Республике наряду с местными представительными органами, входящими в единую систему представительных органов государственной власти, действуют государственные администрации городов и районов, которые являются исполнительными органами государственной власти соответствующей административно-территориальной единицы. Государственные администрации, как органы исполнительной власти, непосредственно осуществляют функции государственного управления, обеспечивают права и законные интересы граждан на соответствующей территории и в то же время входят в единую систему исполнительных органов государственной власти республики (часть первая статьи 78 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Государственная администрация в пределах своей компетенции обладает всей полнотой исполнительной и распорядительной власти на подведомственной территории. Функции по исполнению полномочий государственной администрации города Тирасполя в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания выполняет муниципальное учреждение «УЖКХ г. Тирасполь».

Разрешая проблему досрочного прекращения депутатских полномочий, следует исходить из того, что должностные лица государственных администраций городов и районов не могут быть народными депутатами согласно принципу разделения властей, получившему специальное закрепление в статье 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Из этого требования и исходил законодатель, установив в качестве основания для досрочного прекращения полномочий депутата местного Совета народных депутатов назначение его на должность, несовместимую с исполнением депутатских полномочий (часть первая статьи 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики»).

Разделение властей, закрепленное в Конституции Приднестровской Молдавской Республики в качестве одной из основ конституционного строя для Приднестровской Молдавской Республики в целом, обязательно не только для республиканского уровня, но и для организации государственной власти в административно-территориальных единицах Приднестровской Молдавской Республики. Органы государственной власти на уровне городов, районов, сел (поселков), являющихся административно-территориальными единицами, по своему статусу и полномочиям, по характеру формирования, функционирования и взаимодействия с вышестоящими органами власти должны соответствовать основам конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики.

Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, в котором он закреплен в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а, следовательно, и совмещения депутатского мандата с должностью в исполнительных органах власти. Из данной правовой позиции, выраженной Конституционным судом Приднестровской Молдавской Республики в Постановлении от 25 октября 2005 года № 06 – П / 05 по делу о толковании пункта 3 статьи 74 и части третьей статьи 60 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, вытекает, что установление законом запретов, если они обусловлены специальным статусом, который приобретает избранное лицо, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав этого лица. Именно принцип разделения властей обуславливает несовместимость должности в государственной администрации со статусом депутата местного Совета народных депутатов, что и нашло отражение в части четвертой статьи 33 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике». Таким образом, оспариваемые заявителем нормы соответствуют требованиям статьи 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Согласно Конституции Приднестровской Молдавской Республики граждане осуществляют пассивное избирательное право на основе свободных выборов, то есть на добровольной, а не на принудительной основе. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики, пожелавший реализовать конституционное право быть избранным, добровольно принимает условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре. Реализуя право быть избранным в Тираспольский городской Совет народных депутатов, гражданин Федотенко И.В. добровольно принял ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе запрет быть работником государственной администрации. В связи с назначением на должность начальника муниципального учреждения «УЖКХ г. Тирасполь» заявитель был вправе осуществить свободное волеизъявление – занять указанную должность либо сохранить депутатский мандат.

В силу изложенного, Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики приходит к выводу, что положение части первой статьи 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики», а также часть четвертая статьи 33 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике» не противоречат Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Руководствуясь статьей 2 и пунктом 1 статьи 88 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 12, пунктом в) части первой статьи 27, частями первой, второй и пятой статьи 78, статьями 79, 80, 84, 85, 106 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

постановил:

1. Признать соответствующим Конституции Приднестровской Молдавской Республики положение части первой статьи 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики», устанавливавшее в качестве основания для досрочного прекращения полномочий народного депутата местного Совета его избрание или назначение на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата местного Совета.

2. Признать соответствующей Конституции Приднестровской Молдавской Республики часть четвертую статьи 33 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике», содержавшую запрет депутатам Советов быть работниками государственной администрации.

3. Настоящее Постановление Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

4. Настоящее Постановление опубликовать в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики», газете «Приднестровье» и «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

№ 02-П/07



|Становление и деятельность |Правовые основы |Состав |Решения|
|Аппарат |Новости ||Публикации |Фотоархив|
|Контакты |Сcылки|Начало|
|Актуальное событие|