ЛОГО

ПОДРОБНЕЕ...

 ИМЕНЕМ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ  МОЛДАВСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу о проверке конституционности части второй статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР

17 июня 2008 года                                                                                   город Тирасполь

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

установил:

1. В Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики обратился Уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике с запросом о проверке конституционности части второй статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР.

Как следует из запроса, указанная норма была применена судом города Дубоссары и Дубоссарского района и Верховным  судом Приднестровской  Молдавской Республики  при рассмотрении гражданского дела в отношении гражданина Крюкова В.А.  Поскольку правоотношения по данному делу возникли до введения в действие Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, судебные инстанции, рассматривавшие дело по первой и второй инстанции, при вынесении решения  исходили из смысла части второй статьи 92 Жилищного кодекса  Молдавской ССР.

По мнению заявителя, часть вторая статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР, устанавливающая, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другой населенный пункт или переселения в другое жилое помещение в том же населенном пункте договор найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда или переселения, лишает лиц права на жилище и тем самым вступает в противоречие с частью первой статьи 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, согласно которой каждый гражданин Приднестровской Молдавской Республики имеет право на жилище и никто не может быть его произвольно лишен. Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике считает, что положения части второй статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР не соответствуют указанным выше требованиям Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а любые сроки временного отсутствия гражданина не могут являться основанием для расторжения договора найма жилого помещения и лишения его права пользования жилым помещением.

Кроме того, заявитель считает, что часть вторая статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР противоречит провозглашенному статьей 25 Конституции Приднестровской Молдавской Республики праву гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, которое не ограничивается какими-либо сроками.

В своем запросе заявитель ссылается на правовую позицию Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики (Постановление Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики от 18 мая 2004 года № 04-П/04), согласно которой ограничение прав, закрепленных и гарантированных в Конституции, нуждается в особом конституционном обосновании.

Таким образом, по мнению заявителя, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, принимая решение о  признании Крюкова В.А. утратившим право проживания, исходя из смысла части  второй статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР,  нарушила  конституционные права гражданина Крюкова В.А., предусмотренные статьями 18 (часть первая),  25, 42 (часть первая) Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

В  связи с вышеизложенным  заявитель просит: а) проверить  конституционность части второй статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР и признать указанную норму не соответствующей статьям 18 (часть первая), 25, 42 (часть первая) Конституции Приднестровской Молдавской Республики; б) признать, что в результате рассмотрения судебными инстанциями гражданского дела № 2-59/06 были нарушены конституционные  права Крюкова Владимира Александровича на жилище, предусмотренные  статьями  25, 42 (часть первая) Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

2. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, рассматривая данный вопрос, исходит из того, что Конституция Приднестровской Молдавской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Органы государственной власти и управления обязаны соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики (статья 2 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства (часть первая статьи 16 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только в случаях, предусмотренных законом: в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах республики, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (статья 25 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Каждый гражданин Приднестровской Молдавской Республики имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (статья 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

3. Часть вторая статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР, оспариваемая заявителем, предусматривает, что в случае выезда  нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства в другой населенный пункт или переселение в другое жилое помещение в том же населенном пункте договор найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда или переселения. Данный кодекс в  соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики (пункт 3 статьи 3 Раздела V «Переходные нормы и положения») действовал до 22 июля 2002 года. Жилищный кодекс Приднестровской Молдавской Республики (пункт 2 статьи 94), введенный в действие с 22 июля 2002 года, содержит аналогичную по смыслу и содержанию правовую норму.

 В соответствии со статьей 42 (часть первая) Конституции Приднестровской Молдавской Республики каждый имеет право на жилище, и никто не может быть его произвольно лишен. Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе. Поэтому право на жилище является одним из фундаментальных прав человека и гражданина, зафиксированных в международно-правовых документах. В этой связи статья 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики корреспондирует общепризнанным принципам и нормам международного права (пункту 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года и пункту 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года), которые в соответствии с частью второй статьи 10 Конституции Приднестровской Молдавской Республики являются составной частью правовой системы Приднестровской Молдавской Республики.

 Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище заключается в обеспечении государством юридической возможности стабильного, устойчивого и постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий, предоставлении жилища из государственного и других жилищных фондов тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.

Одним  из законодательно закрепленных способов реализации конституционного права на жилище является гражданско-правовой договор социального найма жилого помещения. Наряду с рыночными отношениями в жилищной сфере государство должно развивать институт предоставления жилых помещений по договору социального найма как внерыночную модель решения жилищной проблемы. Конституция Приднестровской Молдавской Республики обязывает органы государственной власти и местного самоуправления создавать необходимые условия для осуществления конституционного права на жилище, в частности для  предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (часть третья статьи 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования, который формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе. Данное конституционное правило обеспечивает поддержку социально незащищенных слоев населения. В этой связи законодательство Приднестровской Молдавской Республики предусматривает специфические условия заключения, изменения и расторжения договора социального найма жилого помещения, сохраняя при этом приоритет базовых принципов, свойственных гражданско-правовым договорам.

Так, право нанимателя расторгнуть договор найма жилого помещения, вытекающее из части второй статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР, основано на гражданско-правовой норме, предусматривающей односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (пункт 3 статьи 467 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики). Следовательно, оспариваемая норма предполагает в качестве обязательного условия для данного вида расторжение договора социального найма свободное волеизъявление нанимателя, которое выражается в добровольном выезде из занимаемого жилого помещения на постоянное место жительство в другой населенный пункт или переселение в другое жилое помещение в том же населенном пункте. Принимая во внимание, что объектом договора социального найма может быть только одно жилое помещение соответствующих параметров, данные действия нанимателя прямо свидетельствуют о его желании прекратить действие ранее заключенного договора социального найма и при соблюдении установленных законом правил заключить новый договор найма в отношении жилого помещения, расположенного в месте его постоянного проживания, либо улучшить жилищные условия иными законными способами (купля-продажа, строительство и т.д.). В этом случае действует презумпция прекращения прав нанимателя и членов его семьи на занимаемое по договору социального найма жилое помещение. При этом  расторжение договора найма не может рассматриваться как произвольное лишение гражданина его жилища.

Законность расторжения конкретного договора найма жилого помещения в целях предупреждения возможных нарушений проверяется судами общей юрисдикции. При этом суды исследуют обстоятельства, свидетельствующие о том, действительно ли  наниматель и члены его семьи, оставляя занимаемое жилое помещение, имели намерение выехать  на постоянное место жительства в другое место и иные фактические данные, имеющие значение для дела.. Принятие судом решения означает, что договор социального найма жилого помещения расторгнут в рамках принципа свободы договора (статья 438 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики) и в условиях отсутствия произвола со стороны наймодателя.

Таким образом, расторжение договора социального найма жилого помещения в результате выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительство в другой населенный пункт или переселение в другое жилое помещение в том же населенном пункте осуществляется по одностороннему добровольному волеизъявлению нанимателя и поэтому не может нарушить такие его конституционные права и свободы, как право на жилище и недопустимость произвольного его лишения (часть первая статьи 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики), свободу передвижения и выбора места жительства (статья 25 Конституции Приднестровской Молдавской Республики), а также не означает какого-либо ограничения данных конституционных прав и свобод (часть первая статьи 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

На основании вышеизложенного Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики приходит к выводу, что положение  части второй статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР, предусматривающее расторжение договора социального найма жилого помещения в случае выезда  нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства в другой населенный пункт или переселение в другое жилое помещение в том же населенном пункте, должно рассматриваться  как не противоречащее Конституции Приднестровской Молдавской Республики, ее статьям 18 (части первой), 25, 42 (части первой).

Руководствуясь статьей 2, пунктом 1 статьи 88 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 12, подпунктом 1) подпункта а) части первой статьи 27, частями первой, второй, четвертой и пятой статьи 78, статьями 79, 80, 84, 85, 93 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

постановил:

1. Признать соответствующей Конституции Приднестровской Молдавской Республики часть вторую статьи 92 Жилищного кодекса Молдавской ССР.

2. Настоящее Постановление Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Настоящее Постановление опубликовать в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики», газете «Приднестровье» и «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

№ 03 – П / 08




|Становление и деятельность |Правовые основы |Состав |Решения|
|Аппарат |Новости ||Публикации |Фотоархив|
|Контакты |Сcылки|Начало|
|Актуальное событие|