ЛОГО

ПОДРОБНЕЕ...

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу № 79-208/08 о проверке конституционности пункта 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, пункта 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики по жалобе гражданина Рылова Анатолия Григорьевича

4 ноября 2008 года                                                                                              город Тирасполь

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

установил:

1. В Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с пунктом 3 статьи 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, подпунктом в) части первой статьи 9, статьей 102 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» поступила жалоба гражданина Рылова А.Г. на нарушение его конституционного права собственности в результате подлежащего применению пункта 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, пункта 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, о признании указанных норм не соответствующими статье 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

В жалобе заявитель указал, что 22 ноября 2006 года по договору купли-продажи им был приобретен в собственность жилой дом, расположенный в городе Тирасполь, по улице Одесской, 58. 1 декабря 2006 года в органах юстиции было зарегистрировано право собственности на жилой дом, о чем заявителю выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности (серия АН № 0113461, регистрационный номер 01/2006-8679). При этом в договоре в качестве члена семьи бывшего собственника, имеющего право пользования данным жилым помещением, был указан гражданин Ладоненко И. Г., который 11 июня 2007 года обратился в Тираспольский городской суд с иском к Рылову А.Г. о вселении и устранении препятствий в пользовании указанным жилым помещением. Тираспольский городской суд письмом от 22 января 2008 года за № 271 уведомил заявителя Рылова А.Г., что при рассмотрении гражданского дела № 2-233/08 по данному предмету спора между указанными лицами подлежат применению нормы права, предусмотренные пунктом 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики и пунктом 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

В обращении заявителя также указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики переход права собственности на жилой дом, жилое помещение к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым домом, жилым помещением членами семьи прежнего собственника, за исключением случаев, когда при передаче в залог жилого дома, жилого помещения члены семьи бывшего собственника выразили согласие на прекращение права пользования жилым домом, жилым помещением с соблюдением требований Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики. А согласно пункту 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника за исключением случаев, предусмотренных законом. По мнению заявителя, указанный им случай законом не предусмотрен. Заявитель считает, что оспариваемые нормы нарушают принадлежащее ему право собственности, предусмотренное статьей 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, поскольку в соответствии с частью второй статьи 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Кроме того, Рылов А.Г. считает, что вышеназванные оспариваемые нормы устанавливают неправомерное ограничение права собственности, так как не только лишают собственника права по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе и выселять членов семьи бывшего собственника из жилого помещения, но и предоставляют возможность пользоваться жилым помещением членам семьи бывшего собственника даже после перехода права собственности к другому лицу, то есть к нему, что противоречит части первой статьи 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

С учетом изложенного заявитель просит Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики рассмотреть вопрос о конституционности положений пункта 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, пункта 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики и признать указанные нормы не соответствующими статье 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

2. В соответствии со статьей 16 Конституции Приднестровской Молдавской Республики человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы. Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции (статья 45 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Согласно части первой и второй статьи 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики государство гарантирует каждому право собственности; собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Часть первая статьи 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики устанавливает, что каждый гражданин Приднестровской Молдавской Республики имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Указанные конституционные нормы получили развитие в отраслевом законодательстве. Так, право собственности на жилые помещения, а также условия пользования ими регулируются гражданским и жилищным законодательством.

Пункты 1, 4, 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики устанавливают, что члены семьи собственника жилого дома, жилого помещения, вселенные им в принадлежащий ему жилой дом, жилое помещение, вправе наравне с ним пользоваться помещениями в доме, если при их вселении не было оговорено иное. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, жилого помещения бывшие члены семьи сохраняют право пользования жилым домом, жилым помещением, и за ними сохраняются права и обязанности, предусмотренные для семьи собственника. Члены семьи собственника и бывшие члены семьи собственника жилого дома, жилого помещения могут в судебном порядке требовать защиты против всяких нарушений их прав по пользованию жилым домом, жилым помещением, в том числе и его собственником. Согласно пункту 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики и пункту 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики переход права собственности на жилой дом, жилое помещение к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым домом, жилым помещением членами семьи прежнего собственника. Кроме того, пункт 1 статьи 574 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики устанавливает особенности продажи жилых помещений, согласно которым существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Таким образом, гражданское и жилищное законодательства наряду с правами собственника жилого помещения признают и защищают права владельцев и пользователей такого помещения, что соответствует общему конституционному принципу недопустимости нарушения прав и свобод одних лиц за счет прав и свобод других. В этой связи положение о сохранении за членами семьи прежнего собственника права пользования жилым помещением при переходе права собственности на это помещение к другому лицу, предусмотренное пунктом 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики и пунктом 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, можно рассматривать как одну из гарантий права каждого на жилище (часть первая статьи 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики), которое защищается наряду с конституционным правом собственности.

            В соответствии с частью первой статьи 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Следовательно, ограничение права собственности правомерно лишь в том случае, если оно основывается на конституционных нормах, а именно в целях защиты прав и свобод других граждан, и не является чрезмерным. Правовая защита одних прав и свобод не может сопровождаться нарушением или необоснованным ограничением других. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики полагает, что свойство неотчуждаемости и равенства правовой защиты права собственности и права на жилище обуславливает столкновение индивидуальных интересов различных индивидов. Правоотношения, возникающие по поводу реализации указанных конституционных прав, устанавливаются посредством законодательного регулирования путем проведения тонкого дифференцированного разграничения между сферой защиты права собственности и права на жилище и их ограничениями на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики также приходит к выводу, что признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении нанимателей, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от правильного установления и исследования всех фактических обстоятельств конкретного спора. Соответствующими полномочиями в этой части наделены суды общей юрисдикции. Именно суд как беспристрастный государственный орган обязан всесторонне и полно исследовать обстоятельства каждого дела на основе принципов состязательности и равноправия сторон. В соответствии с частями второй и третьей статьи 9 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Согласно статье 75 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики прекращает производство по делу в случае, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению. Подпункт а) части первой статьи 50 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» предусматривает, что Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если решение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному суду Приднестровской Молдавской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 9, подпунктом а) части первой статьи 50, статьей 75, частями первой и третьей статьи 78, статьей 84, частью первой статьи 85 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

определил:

1. Прекратить производство по делу № 79-208/08 о проверке конституционности пункта 2 статьи 38 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, пункта 2 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики по жалобе гражданина Рылова Анатолия Григорьевича.

2. Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Настоящее Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики подлежит опубликованию в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики», газете «Приднестровье» и «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

№ 07 – О / 08




|Становление и деятельность |Правовые основы |Состав |Решения|
|Аппарат |Новости ||Публикации |Фотоархив|
|Контакты |Сcылки|Начало|
|Актуальное событие|