ЛОГО

ПОДРОБНЕЕ...

  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу № 81-212/08 о проверке конституционности пунктов 2, 4, 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики по жалобе гражданки Денисенко Нины Тихоновны

13 января 2009 года                                                                                 город Тирасполь

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

установил:

1. В Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с пунктом 3 статьи 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, подпунктом в) части первой статьи 9, статьей 102 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» поступила жалоба гражданки Денисенко Н.Т. на нарушение конституционного права собственности в результате применения статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Представитель заявителя Тазов Ю.Л. предоставил в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики дополнение к жалобе, в соответствии с которым     Денисенко   Н.Т.     уточнила     свои     требования     и    просит    признать   не соответствующим статьям 16, 17, 18, 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики пункты 2, 4, 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

В жалобе заявитель указывает, что в Тираспольском городском суде рассматривается гражданское дело по иску гражданки Богатой О.Г. к Митрофаненко И.Л. и Денисенко Н.Т. о вселении и устранении препятствий пользования жилым помещением. При рассмотрении указанного дела в Тираспольском городском суде, в тексте своего искового заявления, в своих пояснениях Богатая О.Г. и ее представитель ссылаются в обоснование своих требований на пункты 2, 4, 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Заявитель считает, что пункты 2, 4, 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики препятствуют владению, пользованию и распоряжению имуществом – квартирой, принадлежащей ей на праве частной собственности, так как указанная статья устанавливает права других лиц - бывших членов семьи собственника, на пользование имуществом – квартирой. При применении статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики заявитель не может фактически беспрепятственно пользоваться квартирой.

По мнению Денисенко Н.Т., возможность применения пунктов 2, 4, 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики нарушает ее права, установленные статьей 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики и статьей 225 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ей имуществом - квартирой.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать указанные нормы Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики не соответствующими Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

2. В соответствии со статьей 16 Конституции Приднестровской Молдавской Республики человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Основные права человека неотчуждаемы. Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции (статья 45). Согласно частям первой и второй статьи 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики государство гарантирует каждому право собственности и собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Часть первая статьи 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики устанавливает, что каждый гражданин Приднестровской Молдавской Республики имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Указанные конституционные нормы получили развитие в отраслевом законодательстве. Так, право собственности на жилые помещения, а также условия пользования ими регулируются гражданским и жилищным законодательством.

Из содержания обращения Денисенко Н.Т. следует, что пункты 2 и 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики нарушают ее конституционные права. Согласно статьям 102 и 103 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» гражданин вправе обратиться в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод законом, нормативным актом, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы. Указанное означает, что жалоба должна быть подана только в отношении закона, нормативного акта, непосредственно затрагивающего конституционные права и свободы граждан. Между тем, из содержания обращения не усматривается, что какие-либо права и свободы Денисенко Н.Т. могут быть нарушены в результате применения пунктов 2 и 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, поскольку указанные нормы жилищного законодательства, закрепляющие права членов семьи собственника на вселение в предоставляемое им собственником помещение своих несовершеннолетних детей и право требовать в судебном порядке защиты своих прав по пользованию жилым домом, жилым помещением, сами по себе не содержат каких-либо положений, нарушающих конституционные права заявителя. Учитывая изложенное, обращение Денисенко Н.Т. в указанной  части не соответствует критерию допустимости, предусмотренному подпунктом б) части 1 статьи 50 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики».

3. Пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики устанавливает, что члены семьи собственника жилого дома, жилого помещения, вселенные им в принадлежащий ему жилой дом, жилое помещение, вправе наравне с ним пользоваться помещениями в доме. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, жилого помещения бывшие члены семьи сохраняют право пользования жилым домом, жилым помещением, и за ними сохраняются права и обязанности, предусмотренные для семьи собственника.

Пункт 1 статьи 305 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Закрепляя права собственника жилого помещения, Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики, вместе с тем, признает и защищает права владельцев и пользователей жилого помещения. В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики члены семьи собственника, проживающие  в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. В соответствии с оспариваемой нормой Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в случае прекращения семейных отношений  с собственником жилого дома, жилого помещения бывшие члены семьи сохраняют право пользования жилым домом, жилым помещением, и за ними сохраняются права и обязанности, предусмотренные для семьи собственника.

Таким образом, гражданское и жилищное законодательство наряду с правами собственника жилого помещения признают и защищают права владельцев и пользователей такого помещения, что соответствует общему конституционному принципу недопустимости нарушения прав и свобод одних лиц за счет прав и свобод других. Это соответствует конституционным гарантиям права собственности и права на жилище, в соответствии с которыми никто не может быть произвольно лишен жилища (статьи 37 и 42 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

Основные права и свободы человека, к которым относятся право собственности и право на жилище, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 16 Конституции Приднестровской Молдавской Республики). При противопоставлении конституционного права собственности и конституционного права на жилище нарушался бы принцип, согласно которому все права человека и основные свободы неделимы и взаимосвязаны. Ограничение этих прав допускается только в случаях, предусмотренных законом, в частности, в интересах защиты прав и свобод других лиц (статья 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, изложенной в его определениях от 4 ноября 2008 года и от 2 декабря 2008 года, признание приоритета прав собственника жилого помещения либо прав проживающих в этом помещении бывших членов его семьи, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от правильного установления и исследования всех фактических обстоятельств конкретного спора. Соответствующими полномочиями в этой части наделены суды общей юрисдикции. Именно суд как беспристрастный государственный орган обязан всесторонне и полно исследовать обстоятельства каждого дела на основе принципов состязательности и равноправия сторон. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Подтверждая указанную правовую позицию, Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, вместе с тем, признает необходимость дальнейшего совершенствования жилищного законодательства в части определения прав и обязанностей собственника жилого помещения и бывших членов его семьи.

Из содержания статьи 75 и подпункта а) части первой статьи 50 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» следует, что в случае, если решение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному суду, производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь частью третьей статьи 9, подпунктами а), б) части первой статьи 50, статьей 60, статьей 75, частями первой и третьей статьи 78, статьей 84, частью первой статьи 85 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

определил:

1. Ходатайство Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики о прекращении производства по делу № 81-212/08 удовлетворить.

2. Прекратить производство по делу №81-212/08 о проверке конституционности пунктов 2, 4, 5 статьи 37 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики по жалобе гражданки Денисенко Нины Тихоновны ввиду несоответствия ее критериям допустимости и подведомственности.

3. Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

4. Настоящее Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики подлежит опубликованию в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики», газете «Приднестровье» и «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

№ 01 – О/09




|Становление и деятельность |Правовые основы |Состав |Решения|
|Аппарат |Новости ||Публикации |Фотоархив|
|Контакты |Сcылки|Начало|
|Актуальное событие|