ЛОГО

ПОДРОБНЕЕ...

ИМЕНЕМ

ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу о проверке конституционности некоторых норм Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования», утвержденного Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2012 года № 415

18 ноября 2014 года                                                                                            город Тирасполь

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

установил:

1. В запросе Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики оспаривается конституционность Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2012 года № 415 «Об утверждении Положения о порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования».

Заявитель оспаривает конституционность тех положений, в соответствии с которыми 14-дневный срок, установленный для подписания Президентом принятого закона, исчисляется в рабочих днях, и в него не включаются периоды пребывания Президента в отпуске, командировке или осуществления визитов вне пределов Приднестровской Молдавской Республики. В запросе оспаривается также конституционность положения, в соответствии с которым Государственно-правовое управление Президента подготавливает и направляет Президенту предложение о возвращении закона в Верховный Совет без рассмотрения в случае нарушения установленных Конституцией требований к порядку принятия законов и предусмотренных ею условий и процедур.

Фактически заявитель просит проверить на предмет соответствия статьям 2, 65 (пункт 3), 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики часть шестую пункта 5, части первую и третью пункта 6 Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования», утвержденного Указом Президента от 26 июня 2012 года № 415.

Представитель Президента Приднестровской Молдавской Республики в судебном заседании привел доводы в пользу конституционности оспариваемых норм.

2. В запросе Верховного Совета оспаривается конституционность части шестой пункта 5 Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования», утвержденного Указом Президента от 26 июня 2012 года № 415.

Как следует из содержания пункта 5 Положения, указанные в нем должностные лица рассматривают поступившие в адрес Президента принятые законы до их подписания главой государства. По результатам рассмотрения они готовят и направляют в Государственно-правовое управление Президента предложения о подписании и обнародовании закона или его отклонении.

В соответствии с оспариваемой нормой, в случае нарушения установленных Конституцией требований к порядку принятия законов и предусмотренных ею условий и процедур Государственно-правовое управление Президента подготавливает и направляет Президенту предложение о возвращении закона в Верховный Совет без рассмотрения.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного суда, заявитель утверждает, что оспариваемая норма не соответствует статье 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, поскольку предусматривает возможность внесения Президенту предложения о возвращении закона в Верховный Совет без рассмотрения, в то время как конституционная обязанность Президента заключается только в подписании или отклонении принятого закона.

Между тем правовая позиция Конституционного суда, на которую ссылается заявитель, допускает возможность возвращения Президентом закона в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики без рассмотрения. В Определении от 4 февраля 2014 года № 03-О/14 Конституционный суд указал, что если направленный Президенту закон принят с нарушениями процедур, установленных статьями 71 и 73 Конституции, он не может считаться принятым. Если такие нарушения ставят под сомнение волеизъявление законодательного органа и само принятие закона, Президент вправе вернуть его в Верховный Совет без рассмотрения.

Утверждение заявителя, что конституционные требования к норме голосов, необходимых для признания закона принятым, тщательно соблюдаются в деятельности Верховного Совета, не исключает вероятность допущения нарушений, которые могут поставить под сомнение волеизъявление законодательного органа и само принятие закона. Следует также отметить, что предложение Государственно-правового управления о возвращении закона без рассмотрения носит рекомендательный характер и не предопределяет окончательное решение, которое принимает только Президент Приднестровской Молдавской Республики (часть пятая пункта 5 Положения).

Таким образом, часть шестая пункта 5 Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования», утвержденного Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2012 года № 415, соответствует статье 73 Конституции и не противоречит правовой позиции Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.

3. В запросе Верховного Совета оспаривается также конституционность частей первой и третьей пункта 6 Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования».

В соответствии с оспариваемыми нормами для рассмотрения, подписания, обнародования или отклонения Президентом закона, принятого Верховным Советом, установлен срок в 14 рабочих дней. Кроме того, в срок, установленный для подписания или отклонения принятого закона, не включаются периоды пребывания Президента в отпуске, командировке или осуществления официальных визитов вне пределов Приднестровской Молдавской Республики.

По мнению заявителя, оспариваемые положения увеличивают конституционно установленный срок, в течение которого Президент вправе подписать или отклонить принятый Верховным Советом закон и, следовательно, противоречат статье 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Анализируя положения оспариваемой нормы, доводы сторон, Конституционный суд приходит к следующим выводам.

Конституция Приднестровской Молдавской Республики возлагает на Президента обязанность завершить законодательный процесс путем подписания и обнародования закона, что придает ему обязательную силу. Сроки подписания и обнародования закона Президентом установлены статьей 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики: принятый законодательный акт в течение 7 дней направляется Президенту (часть первая пункта 1), который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт (часть вторая пункта 1), либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (часть первая пункта 2).

В процессе изучения поступившего принятого закона Президент осуществляет присущую ему контрольную функцию, проверяя необходимость и своевременность издания закона, его соответствие действующему законодательству. Часть вторая пункта 1 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики устанавливает 14-дневный срок для подписания и обнародования принятого закона именно для того, чтобы Президент мог тщательно проанализировать поступивший закон и сопутствующие ему материалы. При этом Конституция не конкретизирует, какие именно дни – календарные или рабочие – составляют 14-дневный срок, установленный для Президента.

По мнению Конституционного суда, разрешить данный вопрос возможно лишь определив единообразный порядок исчисления сроков, установленных нормами Конституции Приднестровской Молдавской Республики в днях.

Конституционно-правовые сроки представляют собой моменты или промежутки времени, устанавливаемые в Конституции, законах конституционно-правового характера в целях регламентации временных границ совершения органами публичной власти или должностными лицами юридически значимых действий, вытекающих из их конституционных обязанностей.

Конституция Приднестровской Молдавской Республики устанавливает сроки, которые исчисляются в днях, неделях, месяцах, годах. Конституционный суд полагает, что произвольное увеличение этих сроков, в том числе путем приостановления их течения либо исключения из них нерабочих дней, недопустимо. Продление конституционно-правовых сроков возможно только в случае, прямо предусмотренном в законе, с целью обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также положений о демократическом, правовом характере государства. Например, Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «Об особых правовых режимах» предусматривает продление конституционно установленных сроков полномочий Президента и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного Конституционного закона, если полномочия Верховного Совета или Президента истекают в период действия чрезвычайного или военного положения, их выборы не проводятся, а полномочия продлеваются. Очевидно, что подобное продление установленных Конституцией 5-летних сроков полномочий Президента и Верховного Совета отвечает цели обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также положениям о демократическом, правовом характере государства.

В ряде случаев установленные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики сроки исчисляются в днях. Это:

- принесение присяги Президентом не позднее 30 дней после официального опубликования результатов выборов (часть первая пункта 2 статьи 61);

- первое заседание Верховного Совета, которое Президент собирает не позднее чем на тридцатый день после официального опубликования результатов выборов (пункт 3 статьи 67);

- направление Президенту принятого законодательного акта для подписания и обнародования в течение 7 дней (часть первая пункта 1 статьи 73);

- рассмотрение, подписание закона и его обнародование Президентом в течение 14 дней со дня его получения (часть вторая пункта 1 статьи 73);

- отклонение и направление на повторное рассмотрение закона в течение 14 дней со дня его поступления (часть первая пункта 2 статьи 73);

- подписание в течение 7 дней и обнародование закона либо его части, одобренных при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции (часть первая пункта 2 статьи 73);

- официальная публикация в течение 7 дней подписанного Президентом закона об изменении Конституции (часть первая статьи 106).

Анализируя сроки, установленные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики в днях, Конституционный суд приходит к выводу, что термин «дни» используется в этих случаях без оговорок и, следовательно, означает лишь календарные дни. Поскольку конституционно-правовые сроки являются разновидностью сроков в публичном праве, такой вывод соответствует и общепринятому в законодательстве Приднестровской Молдавской Республики порядку исчисления сроков для совершения юридически значимых действий, в соответствии с которым в срок, который определяется в днях, зачисляются все дни его течения, в том числе и нерабочие дни.

По мнению Конституционного суда, конституционный срок, исчисляемый в днях, начинается со дня наступления события, указанного в Конституции, и истекает в последний день установленного периода. Прерывание конституционного срока независимо от причин Конституция не предусматривает. Однако если последний день конституционного срока приходится на выходной, праздничный или иной нерабочий день, то днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.

Таким образом, 14-дневный срок является промежутком времени, отведенным для подписания закона главой государства, который необходимо исчислять в календарных днях со дня получения Президентом принятых законов. Заканчивается этот срок в последний день установленного периода. Если последний день приходится на нерабочий день, то днем окончания срока для подписания или отклонения закона является следующий за ним рабочий день.

Поскольку конституционный срок, установленный для рассмотрения, подписания, обнародования или отклонения Президентом принятого закона, следует исчислять в календарных днях, оспариваемая норма не соответствует части второй пункта 1 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Это несоответствие выражается в произвольном увеличении установленного Конституцией 14-дневного срока за счет нерабочих дней, а также периодов отсутствия Президента Приднестровской Молдавской Республики в течение неопределенного времени, что может повлиять на правовую определенность обязанностей главы государства в законодательном процессе и на непрерывность самого законодательного процесса.

Конституционный суд, принимая решение о несоответствии Конституции оспариваемых положений, считает необходимым обратить внимание, что правовая позиция Конституционного суда о порядке исчисления сроков, установленных Конституцией в днях, имеет общеобязательный характер. Вследствие этого вопросы исчисления начала и окончания установленного Конституцией срока могут быть урегулированы законодательными актами с учетом правовой позиции Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 2 и пунктом 1 статьи 88 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, подпунктом а) статьи 11, статьей 12, подпунктом 2) подпункта а) части первой статьи 27, частями первой, второй, четвертой и пятой статьи 78, статьями 79, 80, 84, 85, 93 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики.

постановил:

1. Признать часть шестую пункта 5 Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования», утвержденного Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2012 года № 415 соответствующей Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

2. Признать части первую и третью пункта 6 Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования», утвержденного Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2012 года № 415, не соответствующими Конституции Приднестровской Молдавской Республики, ее статье 73.

3. Части первая и третья пункта 6 Положения «О порядке визирования законов Приднестровской Молдавской Республики, направленных Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования», утвержденного Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2012 года № 415 утрачивают силу.

4. Настоящее Постановление Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

5. Настоящее Постановление Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики опубликовать в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики», газете «Приднестровье» и «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

№ 05 – П/14




|Становление и деятельность |Правовые основы |Состав |Решения|
|Аппарат |Новости ||Публикации |Фотоархив|
|Контакты |Сcылки|Начало|
|Актуальное событие|