ЛОГО

ПОДРОБНЕЕ...

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Некоммерческого партнерства «Информационно-правовой центр «Априори», граждан Марчковой А.Н, Асауляк Р.А., Дунаева Е.Е., Тельпис А.С., Кузьмина Н.В., Поповского С.Г. о проверке конституционности частей первой, второй и третьей пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 19 марта 2018 года № 74-З-VI «О некоммерческих организациях»

26 сентября 2019 года                                                                                         город Тирасполь

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

установил:

1. В Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики обратилось Некоммерческое  партнерство  «Информационно-правовой центр  «Априори»  (далее - НП  «Априори») с жалобой о проверке конституционности частей первой, второй, третьей пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 19 марта 2018 года № 74-З-VI «О некоммерческих организациях» в части, устанавливающей специальное понятие «политической деятельности» для некоммерческих организаций и порядок ее определения.

Оспариваемые положения пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях» устанавливают:

- запрет для некоммерческой организации, получающей денежные средства и иное имущество от иностранных источников, участвовать, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Приднестровской Молдавской Республики (часть первая);

- перечень сфер, деятельность в которых означает участие некоммерческой организации, получающей денежные средства и иное имущество от иностранных источников, в политической деятельности (часть вторая);

- перечень форм, в которых осуществляется такая политическая деятельность (часть третья).

Из жалобы и представленных документов следует, что в результате прокурорской проверки финансово-экономической деятельности НП «Априори» в ноябре 2018 года были установлены факты его финансирования от иностранных источников. Проверкой установлено получение НП «Априори» 33 178 леев Республики Молдова по соглашению о финансировании с немецким культурным центром Akzente, 33 426,48 евро по договору о предоставлении гранда с Civil Rights Defenders, 233 987,47 леев Республики Молдова по соглашению с ОБСЕ.  

При этом прокурорской проверкой были установлены признаки участия НП «Априори» в политической деятельности. Так, 6 июня 2018 года НП «Априори» организовало в арендуемом им помещении презентацию выставки в рамках Недели свободы слова - 2018 «СМИ под давлением трех атмосфер: Смирнов, Шевчук, Красносельский». Данная презентация была публичной, ее видеозапись размещена на сайте You Tube.

4 октября 2018 года в помещении, арендованном НП «Априори», была проведена публичная презентация Дируна А.В. «Смешанная избирательная система: анализ и перспективы для Приднестровья» с последующей дискуссией ее участников.

По результатам проверки соблюдения требований действующего законодательства Прокурор Приднестровской Молдавской Республики 12 декабря 2018 года внес в адрес председателя НП «Априори» представление «Об устранении нарушений требований Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях». В представлении указано, что выявленные в результате проверки обстоятельства свидетельствуют об организации и проведении НП «Априори» публичных выступлений, дебатов в целях формирования общественно-политических взглядов и убеждений, с последующей публикацией в Интернет-ресурсах, что является нарушением требований пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях». Представление содержит требование принять меры к устранению и недопущению впредь нарушений действующего законодательства путем отказа от участия в политической деятельности на территории Приднестровья в формах, указанных в части третьей пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях».

Тираспольский городской суд решением от 14 февраля 2019 года оставил без удовлетворения заявление НП «Априори» о признании недействительным представления Прокурора от 12 декабря 2018 года. При этом суд, исследовав обстоятельства проведения мероприятия 6 июня 2018 года, не усмотрел в нем признаков политической деятельности. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики кассационным определением от 25 апреля 2019 года оставила решение Тираспольского городского суда без изменения.

Как утверждается в жалобе, оспариваемые законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции Приднестровской Молдавской Республики по следующим основаниям:

- выделяя среди некоммерческих организаций те, которые финансируются из-за рубежа, эти законоположения создают условия для дискриминации некоммерческих организаций, необоснованно и за рамками конституционно значимых целей ограничивают права членов некоммерческих организаций, получающих финансирование от иностранных источников, на объединение, свободное выражение своих убеждений, посягают на само существо права на объединение на основе конституционных принципов идеологического многообразия;

- не содержат ясного и непротиворечивого определения содержащихся в них понятий, и тем самым создают предпосылки для их неоднозначного толкования и произвольного применения.

Заявитель просит признать положения частей первой, второй, третьей пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях» не соответствующими статьям 17 (часть первая), 27, 29, 32, 33 Конституции Приднестровской Молдавской Республики; кроме того, положения частей второй и третьей пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях» признать не соответствующими также статьям 1, 47, 71 (пункт 5) Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

2. Рассматриваемая жалоба подписана представителями НП «Априори» как объединения граждан. Кроме того, жалоба подписана группой граждан - членов данного некоммерческого партнерства - как заявителями.

В данной части жалоба не соответствует требованиям части второй статьи 102 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики». В соответствии с названной нормой к конституционной жалобе, как индивидуальной, так и коллективной, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона, нормативного акта при разрешении конкретного дела заявителей.

Приложенные к жалобе копии представления Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и судебных решений подтверждают применение оспариваемых норм только в отношении НП «Априори», но не в отношении граждан, являющихся членами этого Некоммерческого партнерства.

Статья 87 (пункт 3) Конституции Приднестровской Молдавской Республики не наделяет объединения граждан правом на обращение в Конституционный суд с жалобой. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Конституции Приднестровской Молдавской Республики компетенция Конституционного суда определяется как Конституцией, так и конституционным законом. Это право законодателя реализовано в части первой статьи 102 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», в соответствии с которой объединения граждан наделены правом на обращение в Конституционный суд с конституционной жалобой.

С учетом изложенных обстоятельств заявителем рассматриваемого обращения следует считать НП «Априори».

3. В соответствии с Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений проверяет конституционность закона, нормативного акта, примененного в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде или ином органе, применяющем закон (статьи 102, 103).

Основанием к рассмотрению дела по конституционной жалобе является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, нормативный акт (часть вторая статьи 43).

Рассмотрев дело, Конституционный суд принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении, оценивая в том числе смысл, придаваемый рассматриваемым законоположениям сложившейся правоприменительной практикой. При принятии решения Конституционный суд не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе (статья 80).

Разрешая вопрос о принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный суд определяет, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе соответствия оспариваемой нормы Конституции либо такая неопределенность является мнимой. Установив отсутствие неопределенности, а значит, и основания к рассмотрению дела, Конституционный суд отказывает в принятии жалобы к рассмотрению.

В жалобе НП «Априори» оспаривается конституционность положений пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях» только по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой. При этом конституционность буквального смысла этих законоположений заявителем не оспаривается.

Уточняя свои требования, заявитель определил в качестве основания для обращения в Конституционный суд неопределенность в том, соответствуют ли Конституции положения пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях» в той части, в которой они по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, допускают определение деятельности некоммерческой организации как «политической», а также в той ее части, в какой они допускают различное отношение к некоммерческим организациям, находящимся в равных условиях.

Оценив доводы жалобы, Конституционный суд не усматривает неопределенности в вопросе о том, соответствуют ли Конституции оспариваемые нормы по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, в части, указанной заявителем.

Как следует из положений пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях», политической деятельностью – независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах некоммерческой организации - является участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении на территории Приднестровской Молдавской Республики политических акций в конкретных сферах в целях оказания влияния на деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов, а также формирования общественного мнения в указанных целях.

Заявитель утверждает о наличии неопределенности в вопросе о конституционности оспариваемых положений в той части, в которой они по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, допускают определение деятельности некоммерческой организации как «политической». Иными словами, заявитель полагает, что деятельность некоммерческой организации не может определяться как «политическая», и тем самым фактически отрицает саму возможность участия некоммерческой организации в политической деятельности.

По смыслу оспариваемых законоположений некоммерческие организации, которые не получают денежные средства и иное имущество от иностранных источников, вправе участвовать в политической деятельности на территории Приднестровской Молдавской Республики. Такая деятельность может осуществляться ими посредством организации и проведения политических акций в сферах государственного строительства, защиты суверенитета и основ конституционного строя, обеспечения территориальной целостности, законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики.

По мнению Конституционного суда, возможность участия некоммерческой организации в политической деятельности основана на положениях Конституции Приднестровской Молдавской Республики о праве граждан объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие объединения, участвовать в массовых движениях, не запрещенных законом (статья 33), о демократическом многообразии политических институтов и мнений в Приднестровской Молдавской Республики (часть первая статьи 8), о праве граждан на объединение (статья 33), на участие в управлении делами государства и общества (статья 31), на свободу мысли, слова и убеждений (статья 27). Поэтому Конституционный суд не усматривает неопределенности в вопросе о допустимости определения деятельности некоммерческой организации как «политической», когда она осуществляется в сферах и формах, установленных оспариваемыми законоположениями.

В жалобе утверждается также о наличии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции оспариваемых норм в той части, в которой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают различное отношение к некоммерческим организациям, находящимся в равных условиях.

Равенство условий деятельности всех некоммерческих организаций Конституционный суд усматривает прежде всего в том, что они не имеют в качестве основной своей цели извлечение прибыли и не распределяют ее между своими участниками (пункт 1 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О некоммерческих организациях»).

Вместе с тем некоммерческие организации, безотносительно к их формам (разновидностям), получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, образуют особую группу некоммерческих организаций и находятся в иных условиях, чем некоммерческие организации, которые таких средств не получают. Это обусловлено тем, что такие некоммерческие организации реально вовлечены в систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от юридических лиц, зарегистрированных на территории Приднестровской Молдавской Республики, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников.

Существенные объемы денежных средств и иного имущества, получаемые из иностранных источников, с учетом доходов, получаемых в рамках других поступлений, позволяют этой особой группе некоммерческих организаций более эффективно осуществлять свою уставную деятельность. Поэтому очевидное различие условий деятельности некоммерческих организаций, в зависимости от источников получения ими денежных средств и иного имущества, вопреки утверждению заявителя, не обнаруживает неопределенности в понимании.

Само по себе установление различного правового статуса для субъектов права, которые находятся не в равных условиях, не является дискриминационным. Конституционный принцип «все равны перед законом» означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. В случае, если условия, в которых находятся субъекты права, не являются равными, законодатель вправе установить для них различный правовой статус. Основным условием установления таких различий является их объективная оправданность, обоснованность и соответствие конституционно значимым целям и требованиям.

Поскольку неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемых норм Конституции Приднестровской Молдавской Республики в части, указанной заявителем, отсутствует, то отсутствует и основание для рассмотрения дела. В соответствии с подпунктом б) статьи 50 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» Конституционный суд, установив, что обращение не является допустимым, принимает решение об отказе в принятии его к рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) статьи 50, частями первой и пятой статьи 78, статьями 84, 85, 102, 103 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Некоммерческого партнерства «Информационно-правовой центр «Априори», граждан Марчковой А.Н, Асауляк Р.А., Дунаева Е.Е., Тельпис А.С., Кузьмина Н.В., Поповского С.Г. о проверке конституционности частей первой, второй и третьей пункта 7 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 19 марта 2018 года № 74-З-VI «О некоммерческих организациях» ввиду несоответствия требованиям Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики».

2. Настоящее Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики» и в «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

№ 08-О/19




|Становление и деятельность |Правовые основы |Состав |Решения|
|Аппарат |Новости ||Публикации |Фотоархив|
|Контакты |Сcылки|Начало|
|Актуальное событие|